РЕГЛАМЕНТ МОНИТОРИНГА И МОНИТОРИНГОВЫЕ ФОРМЫ по реализации в 2014-2015 годах мероприятий региональных комплексных программ развития профессионального образования по направлению «Совершенствование комплексных региональных программ развития профессионального образования с учётом опыта их реализации» Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы


Проект: 
РКП-РПО
Тип материала: 
Регламент

 

РЕГЛАМЕНТ

мониторинга реализации в 2014-2015 годах мероприятий региональных комплексных программ развития профессионального образования по направлению «Совершенствование комплексных региональных программ развития профессионального образования с учётом опыта их реализации» Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы

  1. Общие положения

1.1. Настоящий регламент представляет собой совокупность требований к процессу и результатам мониторинга эффективности реализации в 2014-2015 годах мероприятий региональных комплексных программ развития профессионального образования по направлению «Совершенствование комплексных региональных программ развития профессионального образования, с учётом опыта их реализации» Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (далее – мониторинг). Предметом регулирования выступает организация, порядок (последовательность процедур и действий участников) и формы осуществления мониторинга.

 

1.2. Мониторинг представляет собой:

а) Процесс систематического сбора, обработки и анализа информации, которая может быть использована для объективизации принятия управленческих решений, с целью отслеживания изменения контролируемых параметров, выявления возникающих рисков и отклонений от установленных требований, выработки управленческих решений по их минимизации, а также как инструмент обратной связи в целях реализации и оценки результатов региональных комплексных программ развития систем профессионального образования субъектов Российской Федерации. Он несёт следующие организационные функции:

  • выявляет состояние критических или находящихся в состоянии изменения параметров исследуемой деятельности, в отношении которых будет выработан курс действий на будущее;
  • устанавливает отношения с объектами исследований, обеспечивая обратную связь;
  • устанавливает соответствия правилам и обязательствам.

б) Совокупность процедур и способов процесса систематического сбора, обработки и анализа информации.

Мониторинг проводится на федеральном и региональном уровнях.

 

1.3. Целью проведения мониторинга является обеспечение целевого и результативного использования средств субсидий из федерального бюджета, предоставляемых субъектам Российской Федерации на поддержку реализации мероприятий региональных комплексных программ развития профессионального образования по направлению «Совершенствование комплексных региональных программ развития профессионального образования, с учётом опыта их реализации» Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (далее – региональные программы).

 

1.4. Основными задачами мониторинга являются:

  • обеспечение соблюдения условий, установленных в рамках Соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку реализации мероприятий региональных программ (далее – Соглашения);
  • получение актуальной и полной информации о текущем состоянии реализации региональных программ, достигнутых результатах и использованных на эти цели ресурсов;
  • выявление динамики контролируемых параметров на основе периодических замеров с использованием унифицированных мониторинговых показателей, позволяющих четко  идентифицировать фактическое состояние реализации региональных программ для дальнейшего анализа и обеспечивающих сопоставимость (однородность, типичность) данных для целей проведения межрегиональных и межотраслевых сравнений, агрегирования данных;
  • качественный и объективный анализ результативности, эффективности и долгосрочных последствий реализации региональных программ;
  • количественная и качественная оценка получаемых результатов, степени достижения плановых значений показателей результативности и эффективности реализации региональных программ;
  • анализ трендов, выявление рисков и разработка обобщенных прогнозов динамики реализации региональных программ;
  • подготовка рекомендаций по регулированию хода реализации региональных программ, объективизация принятия своевременных управленческих решений по корректировке структуры и содержания региональных программ, как в целом, так и отдельных их мероприятий;

 

1.5. Участники мониторинга:

-         «Заказчик» - Минобрнауки России.

-         «Оператор» – Национальный фонд подготовки кадров (НФПК), уполномоченный Заказчиком осуществлять мониторинг в соответствии с государственным контрактом № 06.032.11.0001 от 06.02.2014. Оператором за каждым субъектом Российской Федерации, реализующим региональные программы, закрепляются Кураторы – специалисты Оператора, ответственные за организацию и осуществление мониторинговых мероприятий.

-         «Субъекты Российской Федерации» - субъекты Российской Федерации, реализующие региональные программы. Представлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, ответственными за реализацию региональных программ на основании Соглашений. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации назначаются «Ответственные исполнители» со стороны субъектов Российской Федерации. Ответственному исполнителю должны быть предоставлены соответствующие полномочия по сбору требуемой для осуществления мониторинга информации о ходе реализации региональной программы.

 

1.6. Основные функции участников мониторинга:

1.6.1. Заказчик осуществляет:

  1. общее руководство мониторинговыми мероприятиями;
  2. нормативное обеспечение мониторинговых мероприятий;
  3. взаимодействие с Оператором и субъектами Российской Федерации;
  4. подписание Соглашений и предоставление субсидий;
  5. сбор подписанных субъектами Российской Федерации отчетов об осуществлении в 2014-2015 годах расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (далее – Квартальные отчеты);
  6. контроль за эффективным и целевым использованием средств, выделенных на реализацию региональных программ.

 

1.6.2. Оператор осуществляет:

  1. организацию заключения Соглашений на 2014 и 2015 годы;
  2. оперативное взаимодействие с ответственными исполнителями субъектов Российской Федерации по вопросам осуществления мониторинга;
  3. подготовку аналитических материалов и оперативное информирование Заказчика о ходе и результатах мониторинга;
  4. проверку, корректировку и подготовку к согласованию плановых и отчетных документов субъектов Российской Федерации;
  5. сбор и анализ электронных версий квартальных отчетов;
  6. оказание ответственным исполнителям субъектов Российской Федерации консультационно-методической поддержки по вопросам проведения мониторинга и подготовки отчетности;
  7. анализ и экспертизу целевого использования в 2014-2015 годах субсидий, выделяемых субъектам Российской Федерации в рамках реализации ФЦПРО на 2011-2015 годы на основе выездных проверок;
  8. анализ и экспертизу эффективности реализации мероприятий региональных программ;
  9. поддержание в актуальном состоянии и сопровождение работы ответственных исполнителей субъектов Российской Федерации в единой базе сбора и хранения информации - информационной системе, обеспечивающей мониторинг и оценку показателей, сайт http://prof-education.ru/ (далее – Информационная система);
  10. закрепление за каждым субъектом Российской Федерации ответственного лица – куратора, организацию работы кураторов.

 

Кураторы осуществляют:

  1. экспертно-аналитическое сопровождение реализации региональных программ (по запросам), включая:
    1. консультирование ответственных исполнителей в режиме «вопрос-ответ» с формированием списка вопросов-ответов на портале  Оператора;
    2. информирование ответственных исполнителей по мониторинговым мероприятиям и по информации от Заказчика, касающейся исполнения обязательств;
    3. дополнительный сбор данных субъектов Российской Федерации (формирование справок).
  2. подготовку мониторинговой сессии (ежеквартально), включая:
    1. создание мониторинговых форм в Информационной системе
    2. информирование ответственных исполнителей о старте мониторинговой сессии.
  3. проведение мониторинговой сессии (ежеквартально), включая:
    1. сбор первичных данных;
    2. верификацию первичных данных, в том числе:
      1.   обеспечение проверки первичных данных на достоверность для исключения технических ошибок или преднамеренного искажения информации:
        • обработку и анализ информации о первичных показателях хода реализации программы;
        • контроль заполнения мониторинговых форм;
        • верификацию первичной информации для расчета значений показателей и индикаторов;
        • форматно-логический контроль мониторинговых форм;
        • сопоставление, проверку и систематизацию данных.
      2. анализ корректности значений введенных данных с учетом ожидаемой динамики показателей:
        • фиксацию отклонений от ожидаемой динамики;
        • получение от ответственных исполнителей обоснования зафиксированных отклонений или исправление ошибочных данных;
        • отслеживание недопущения включения в отчетную информацию результатов прошлых периодов.
      3. сравнительный анализ с плановыми данными и данными прошлых мониторинговых сессий:
        • фиксацию отклонений (использование результатов прошлого отчетного периода в отчете за текущий квартал, отставание плана следующего периода от факта предыдущего и др.);
        • получение от ответственных исполнителей обоснования зафиксированных отклонений или исправление ошибочных данных;
  4. Проведение оценочно-аналитических сессий, включая:
    1.  участие в работе вебинаров;
    2. участие в проведении выездных проверок;
  5. анализ результатов, включая:
    1. сопоставление перечня мероприятий Заявки с мероприятиями региональной программы с выдачей рекомендаций ответственным исполнителям по приведению региональной программы в соответствие Заявке.
    2. Анализ лучших практик, в том числе:
      1. анализ Заявки, где перечислены планируемые результаты для распространения;
      2. анализ наилучших значений показателей реализации мероприятий  и показателей результативности;
      3. анализ перечня лучших практик и уточнение данных в нем по согласованию с регионами;
      4. анализ отчетов по новым выездным проверкам в части кейсов по лучшим практикам.
    3. выявление и формирование перечня  проблем и рисков в реализации региональных программ
    4. выявление связей «мероприятия-показатели результативности» для последующей оценки эффективности не только на основе показателей результативности, но и на основе показателей результативности мероприятий;
  6. организацию подписания Соглашений субъектами Российской Федерации, оказание консультационной поддержки.

 

1.6.3. Субъекты Российской Федерации осуществляют:

  1. взаимодействие с Заказчиком и Оператором;
  2. подписание Соглашений;
  3. совместно с Оператором мониторинг хода реализации региональных программ;
  4. формирование и направление Квартальных отчетов Заказчику;
  5. оперативную актуализацию информации о реализации региональных программ, необходимой для проведения мониторинга;
  6. подготовку и своевременное направление Оператору плановых и отчетных документов мониторинга;
  7. определение ответственных исполнителей, наделенных полномочиями по сбору требуемой для осуществления мониторинга информации о ходе реализации региональной программы;
  8. организацию работы ответственных исполнителей в Информационной системе мониторинга.

 

Ответственные исполнители осуществляют:

  1. работу в Информационной системе мониторинга;
  2. подготовку и направление кураторам запрашиваемых мониторинговых данных (справок, документов);
  3. ежеквартальное заполнение мониторинговых форм и направление кураторам первичных мониторинговых данных;
  4. во взаимодействии с кураторами направление запрашиваемых обоснований зафиксированных отклонений, исправление ошибочных данных;
  5. участие в работе вебинаров, организуемых Оператором;
  6. участие в организации и проведении выездных проверок, проводимых Оператором.

1.7. Результаты мониторинга представляются Субъектами Российской Федерации Оператору с использованием Информационной системы. При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации, ответственные за реализацию региональных программ и ответственные исполнители со стороны субъектов Российской Федерации несут ответственность за актуальность и достоверность представляемых Оператору сведений.

1.8. По результатам мониторинга в регламент могут вноситься изменения, подлежащие согласованию с Заказчиком в установленном порядке.

 

2. Составление планов

2.1. В заранее установленный Оператором срок субъекты Российской Федерации заполняют в информационной системе плановые мониторинговые формы на соответствующий год (Приложение 1 к настоящему регламенту):

  • Форма № 1 «План-график выполнения мероприятий»;
  • Форма № 2 «Поквартальный план расходования средств»;
  • Форма № 3 «Плановые значения показателей и индикаторов результативности»

2.2. Актуализация планов работ в 2014 – 2015 годах

2.2.1. Основой для проведения мониторинга в 2014 - 2015 годах является актуализированный план-график выполнения мероприятий (Форма №1), запланированных на 2014 и 2015 годы (отдельно на каждый год), соответствующий Плану-графику выполнения мероприятий, представленный в заявке субъекта Российской Федерации на участие в конкурсном отборе региональных программ развития образования.

2.2.2. Актуализированный план-график подписывается руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственным за реализацию региональной программы. Субъект Российской Федерации несет ответственность, в том числе, за соблюдение соответствия содержания Актуализированного плана-графика конкурсной заявке.

2.2.3. Актуализация плана-графика может осуществляться посредством:

  • детализации заявленных мероприятий через введение и удаление подмероприятий - как сопровождающихся расходованием финансовых ресурсов, так и безденежных (разработка документации, проведение совещаний и т.п.);
  • введением дополнительных мероприятий;
  • изменением сумм (в том числе сокращением) средств федерального финансирования по заявленным мероприятиям исходя из фактического объема предоставляемой субсидии в соответствии с подписанным Соглашением на соответствующий год;
  • перераспределением средств софинансирования со стороны бюджета субъекта Российской Федерации и работодателей по заявленным мероприятиям;
  • уточнением сроков реализации мероприятий и ответственных за их реализацию.

2.2.4. Существенное расхождение реализуемых мероприятий с запланированными мероприятиями в конкурсной заявке является серьезным нарушением законодательства об открытых публичных конкурсах (Гражданский кодекс), нормативных документов Минобрнауки России о проведении конкурса региональных программ и может свидетельствовать о нецелевом и неэффективном использовании средств.

2.2.5. Актуализированный план-график признается существенно не соответствующим конкурсной заявке, если:

  • его форма не соответствует форме Плана-графика выполнения мероприятий, представленного в заявке субъекта Российской Федерации на участие в конкурсном отборе региональных программ развития образования;
  • отсутствуют какие-либо из групп мероприятий;
  • отсутствуют какие-либо из мероприятий, запланированные в конкурсной заявке для выполнения в соответствующем году[1];
  • существенно изменены формулировки мероприятий по отношению к конкурсной заявке.

2.2.6. В случае выявления существенного несоответствия Актуализированного плана-графика конкурсной заявке, Оператор письменно уведомляет об этом Минобрнауки России и субъект Российской Федерации.

2.2.7. В согласованные с Оператором сроки Субъекты Российской Федерации должны предоставить Оператору Актуализированные планы-графики.

2.2.8. Оператор анализирует представленные Актуализированные планы-графики на соответствие Заявке и условиям, установленным в рамках Соглашений в разрезе групп мероприятий региональных программ (далее – Направления):

  • обеспечение соответствия квалификаций выпускников требованиям экономики;
  • консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии региональной системы профессионального образования;
  •  создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности;
  • создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся.

2.2.9. Оператор осуществляет ввод мероприятий, а также их корректировку в Информационной системе на основе представленных субъектами Российской Федерации Актуализированных планов-графиков и доводит информацию об их корректировке до Заказчика.

2.2.10. При возникновении необходимости в дополнительной корректировке Актуализированных планов-графиков ответственные органы государственной власти субъектов Российской Федерации обращаются в Минобрнауки России с официальным письмом, содержащим обоснование необходимости проведения такой корректировки.

2.3. Ежегодно в заранее установленный Оператором срок Ответственными исполнителями вносится информация в размещённых в Информационной системе плановых формах: форме № 2 «Поквартальный план расходования средств»; форме № 3 «Показатели и индикаторы результативности». Оператором осуществляется проверка внесённых данных (в том числе на соответствие данным, приведённым в актуализированном плане-графике), и при необходимости, с непосредственным участием Ответственного исполнителя Субъекта Российской Федерации, осуществляется оперативная доработка планов в Информационной системе.

2.4. Методические рекомендации по заполнению всех форм приведены в Приложении № 3 к настоящему Регламенту.

3. Организация мониторинга в 2014-2015 годах

3.1. Текущий мониторинг хода реализации региональных программ должен осуществляться Субъектами Российской Федерации и Оператором с использованием Информационной системы.

3.2. Мониторинг должен быть организован по следующим направлениям: технологический, финансовый и содержательный.

3.3. В рамках технологического мониторинга должен осуществляться контроль исполнения Актуализированных планов-графиков.

 3.3.1. В процессе мониторинга исполнения Актуализированных планов-графиков по каждому мероприятию должны контролироваться объемы его финансирования из средств федерального бюджета и средств софинансирования, график выполнения, а также выполнение запланированных индикаторов и показателей.

3.3.2. По результатам технологического мониторинга в установленные настоящим регламентом сроки ответственным исполнителем со стороны субъекта Российской Федерации должны вноситься в Информационную систему соответствующие данные при заполнении Квартальных отчетов.

3.3.3. Оператором и ответственным исполнителем Субъекта Российской Федерации контролируются с учетом внесенных фактических данных:

  • выполнение Актуализированного плана-графика (по Направлениям) на отчетную дату;
  • фактический объем контрактации выделенных на реализацию региональной программы средств по Направлениям и мероприятиям в рамках Направления (по источникам финансирования) на отчетную дату;
  • фактический кассовый расход бюджетных средств по Направлениям и мероприятиям в рамках направления (по источникам) на отчетную дату;
  • фактический кассовый расход средств софинансирования по направлениям и мероприятиям в рамках направления (по источникам) на отчетную дату;

3.4. В рамках финансового мониторинга должен осуществлялся контроль расходования средств, выделенных на реализацию мероприятий региональной программы по Направлениям и источникам финансирования.

3.4.1. В процессе мониторинга по каждому Направлению должны контролироваться фактическое расходование средств федерального бюджета и софинансирования.

3.4.2. По результатам финансового мониторинга в установленные настоящим регламентом сроки ответственным исполнителем Субъекта Российской Федерации должны вноситься в Информационную систему соответствующие данные при заполнении Квартальных отчетов. Оператором и ответственным исполнителем Субъекта Российской Федерации контролируются с учетом внесенных фактических данных:

  • выполнение плана расходования средств выделенных на реализацию мероприятий региональной программы по Направлениям и источникам финансирования;
  • фактический расход средств федерального бюджета, выделенных на реализацию мероприятий региональной программы (в целом, по разрешенным направлениям расходования средств и по источникам) на отчетную дату;
  • фактический расход средств софинансирования, выделенных на реализацию мероприятий региональной программы (в целом, по Направлениям и по источникам) на отчетную дату;

3.5. В рамках содержательного мониторинга осуществляется контроль исполнения представленного в заявке плана достижения индикаторов и показателей результативности реализации региональной программы:

3.5.1. В процессе мониторинга контролируется достижение заявленных значений индикаторов и показателей результативности региональной программы.

3.5.2. По результатам содержательного мониторинга в установленные настоящим регламентом сроки ответственным исполнителем Субъекта Российской Федерации должны вноситься в Информационную систему соответствующие данные при заполнении Квартальных отчетов.

3.5.3. Оператором и ответственным исполнителем Субъекта Российской Федерации контролируются с учетом внесенных фактических данных:

  • фактически достигнутые на отчетную дату значения заявленных индикаторов и показателей результативности региональной программы;
  • степень достижения заявленных индикаторов и показателей результативности региональной программы на отчетную дату.

 

4. Отчетность и мониторинговые сессии в 2014-2015 годах.

4.1. Результатом мониторинга являются ежеквартальные отчеты субъектов Российской Федерации в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.06.2011 № 1986. В целях подготовки отчетности проводятся ежеквартальные мониторинговые сессии с использованием Информационной системы.

4.2. Мониторинговая сессия представляет собой период времени, в течение которого Субъектами Российской Федерации осуществляется заполнение, а Оператором верификация мониторинговых форм в информационной системе.

4.2.1. Оператор не позднее, чем за 15 календарных дней до окончания отчётного периода открывает Информационную систему для внесения Ответственными исполнителями со стороны Субъектов Российской Федерации фактических данных и формирования отчётных мониторинговых форм (Приложение 1 к настоящему регламенту):

­         Форма № 4а «Отчёт о выполнении мероприятий (расходование средств»;

­         Форма № 4b «Отчёт о выполнении мероприятий (сроки)»;

­         Форма № 5 «Отчёт о расходовании средств»;

­         Форма № 6 «Отчёт о достижении показателей и индикаторов результативности».

4.2.3. После внесения соответствующих данных Ответственными исполнителями Оператор проводит проверку  заполненных мониторинговых форм, и, в случае необходимости, уведомляет Ответственных исполнителей о необходимости их доработки.

4.2.4. Ответственные исполнители Субъектов Российской Федерации, в случае необходимости, осуществляют доработку и корректировку мониторинговых форм.

4.2.5. Оператор проводит повторную проверку мониторинговых форм, представленных Субъектами Российской Федерации и:

  • в случае наличия замечаний уведомляет Ответственных исполнителей о необходимости доработки с повторением процедур в соответствии пунктами 4.2.3 и 4.2.4. настоящего регламента;
  • в случае отсутствия замечаний Оператор уведомляет Ответственного исполнителя о небходимости формирования  и представления Оператору отчетных форм в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 02.06.2011 № 1986 следующих (Приложение 2 к настоящему регламенту)

4.3. По результатам мониторинга Ответственный исполнитель Субъекта Российской Федерации ежеквартально на основании заполненных и проверенных в Информационной системе мониторинговых форм формирует и представляет Оператору в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 02.06.2011 № 1986 следующие отчетные формы (Приложение 2 к настоящему регламенту):

  • отчет об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации (местных бюджетов), источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы;
  • информация о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на поддержку мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы;

информацию о мероприятиях региональной программы развития образования за отчетный период.



[1] В случае выполнения мероприятия, завершение которого запланировано на 2015 год, в предшествующий период (2014 год), необходимо в Актуализированном плане-графике в текстовой форме дать пояснение о его выполнении с указанием полного наименования мероприятия, даты его завершения и полученных результатов. При этом подтверждающие выполнение мероприятия документы должны быть в сканированном виде размещены в информационной системе мониторинга.

 

ВложениеРазмер
reglament_monitoringa_i_monitoringovye_formy.pdf3.94 МБ