АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА О РЕЗУЛЬТАТАХ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Проект: 
РКП-РПО
Тип материала: 
Аналитический материал

 

В рамках реализации подмероприятия 3.1. «Развитие региональных систем профессионального образования, укрепление базовых учреждений начального и среднего профессионального образования» ФЦПРО в 2011 году Минобрнауки России было проведено 2 конкурсных отбора региональных программ развития образования в целях предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку реализации мероприятий ФЦПРО по направлению «разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования субъектов Российской Федерации».

Условиями конкурсных отборов было предусмотрено: (1) ориентация региональной программы модернизации системы профессионального образования субъекта Российской Федерации на одну из 10 приоритетных отраслей экономики; (2) обязательное софинансирование мероприятий региональной программы ведущими работодателями выбранной отрасли экономики, подтвержденное соглашением о взаимодействии.

По результатам конкурсных отборов региональных программ модернизации систем профессионального образования определены 30 субъектов Российской Федерации – победителей, реализующих 32 программы модернизации систем профессионального образования, поскольку Красноярский край и Калужская область стали победителями одновременно 2 конкурсов: Красноярский край – по направлениям «Металлургия» и «Система педагогического образования», а Калужская область – по направлениям «Медико-биологическая и фармацевтическая промышленность» и «Машиностроение».

Таким образом, в 2013 году был проведен мониторинг и экспертно-аналитическое сопровождение реализации 32 региональных программ модернизации систем профессионального образования в 30 субъектах РФ в рамках следующих 10 приоритетных отраслей экономики:

  1. авиационная промышленность и космическая промышленность – 5 (Иркутская, Новосибирская, Тамбовская области, Хабаровский край, Удмуртская Республика);
  2. энергетика – 2 (Краснодарский край и Приморский край);
  3. добыча полезных ископаемых – 5 (Забайкальский край, Сахалинская, Белгородская области, Республика Саха (Якутия), Еврейская автономная область);
  4. атомный энергопромышленный комплекс – 1 (Ульяновская область);
  5. нефтехимия – 2 (Республика Коми и Республика Татарстан);
  6. медико-биологическая и фармацевтическая промышленность – 4 (Ярославская, Пензенская, Калужская области и Республика Мордовия);
  7. наноиндустрия – 1 (Владимирская область);
  8. металлургия – 4 (Липецкая, Свердловская, Вологодская, Красноярский край);
  9. машиностроение – 6 (Республика Хакасия, Воронежская, Калужская, Смоленская, Нижегородская, Курганская области);
  10. система педагогического образования – 2 (Красноярский край, Челябинская область).

В рамках каждой отрасли особенности реализации направлений модернизации системы профессионального образования обусловливаются спецификой отраслевого работодателя и особенностями соответствующего вида экономической деятельности в целом.

 

Рисунок 1. Комплексный регионально-отраслевой формат государственной поддержки развития профессионального образования в рамках Подмероприятия 3.1. ФЦПРО на 2011-2015 годы.

 

По результатам мониторинга общие расходы на реализацию мероприятий Программы субъектов Российской Федерации, в 2013 году, составили 6 043,1822 млн. руб. (всего с начала реализации эти расходы составили 17 428,40987  млн. руб., в том числе в 2012 году -    7 065,27788 млн. руб., в 2011 году - 4 319, 94979 млн. руб.), включая:

  • средства субсидии из федерального бюджета – 511,2246 млн. руб. (что составляет 98,57% от запланированных средств в 2013 году; всего с начала реализации эти расходы составили 1 461,7627  млн. руб., в том числе в 2012 году -    534,7842  млн. руб., в 2011 году – 415,7539 млн. руб.);
  • средства бюджетов субъектов РФ – 4 251,0099 млн. руб. (что составляет 103,5% от запланированных средств в 2013 году; всего с начала реализации эти расходы составили 11 111,35703  млн. руб., в том числе в 2012 году -    4 245,18793 млн. руб., в 2011 году – 2 615,1592 млн. руб.);
  • средства работодателей – 776,894 млн. руб. (всего с начала реализации эти расходы составили 3 829,058  млн. руб., в том числе в 2012 году -    1 747,31855 млн. руб., в 2011 году – 1 304,84546 млн. руб.);
  • средства профессиональных образовательных организаций – 504,0537 млн. руб. (всего с начала реализации эти расходы составили 1 199,1817  млн. руб., в том числе в 2012 году -    537,9872 млн. руб., в 2011 году – 157,1408 млн. руб.).

 

Рисунок 2. Динамика расходования средств по Подмероприятию 3.1. ФЦПРО на 2011-2015 годы (ФБ - средства субсидии из федерального бюджета; СРФ - средства бюджетов субъектов РФ; РД - средства работодателей; ОО - внебюджетные профессиональных образовательных организаций).

 

Таким образом, в структуре расходов значительную роль играют средства бюджетов субъектов РФ и внебюджетные средства, что обеспечивает устойчивое развитие региональных систем профобразования по окончании ФЦПРО.

 

Рисунок 3. Структура расходования средств по Подмероприятию 3.1. ФЦПРО на 2011-2015 годы (ФБ - средства субсидии из федерального бюджета; СРФ - средства бюджетов субъектов РФ; РД - средства работодателей; ОО  - внебюджетные средства профессиональных образовательных организаций).

 

Модернизация системы профессионального образования носит институциональный характер и определяет следующие направления ключевых изменений в системе профессионального образования[1].

1.Совершенствование прогнозирования кадровых потребностей региональной экономики, формирования и распределения государственного задания и заказа на подготовку кадров

В рамках направления субъектами Российской Федерации был реализован комплекс мероприятий, направленных на:

  • формирование системы прогнозирования объемов и структуры выпуска учреждений профессионального образования в разрезе уровней подготовки и профессий/ специальностей/ направлений подготовки, в том числе на основе проведения опросов работодателей и с применением информационных технологий (программных продуктов) для обработки статистических данных;
  • формирование структур, определяющих заказ системе профессионального образования региона на подготовку кадров на основе прогноза кадровых потребностей;
  • разработку и принятие регламентов формирования государственного задания на подготовку кадров субъекта Российской Федерации на основе прогноза кадровых потребностей;
  • организацию и проведение мониторинга соответствия существующей структуры подготовки по программам профессионального образования прогнозу кадровых потребностей и др.

Можно утверждать, что в результате реализации программ наметился переход (как и во всем мире) от прогнозирования баланса трудовых ресурсов к прогнозированию потребностей в квалификациях и компетенциях. Наилучшие результаты были достигнуты в Нижегородской области, Красноярском крае, Челябинской и Воронежской областях.

Создается инфраструктура прогнозирования. Всего к 2013 году было создано 27 Центров прогнозирования и мониторинга кадровых потребностей региональной экономики (практически во всех 30 субъектах РФ).

 

Рисунок 4. Создание инфраструктуры прогнозирования потребностей региональных рынков труда в квалификациях и компетенциях в рамках реализации региональных программ.

 

Количество субъектов РФ – участников ФЦПРО, в которых определены на региональном уровне актуальные и перспективные требования работодателей к квалификациям и компетенциям выпускников увеличилось в период с 2011 по 2013 годы с 8 до 24. Отмечается также динамика роста количества субъектов РФ (2011 год – 11 субъектов РФ, в 2013 году – 25 субъектов РФ), в которых разработаны пакеты методик исследования рынка труда и формирования прогноза потребностей региональной экономики в трудовых ресурсах.  При поддержке ФЦПРО в 2013 году во всех 30 субъектах РФ разработаны кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы кадровых потребностей региональной экономики (в 2011 году таковых было 18).

На основе данных прогноза формируется перечень востребованных региональной экономикой профессий/специальностей/направлений подготовки по всем уровням профессионального образования, определяются контрольные цифры приема, и формируется государственное задание на подготовку кадров.

Основной формой взаимодействия государства и общества на региональном уровне стали координационные (межведомственные, отраслевые, управляющие и другие) советы, комиссии и рабочие группы. В их состав вошли не только представители региональных ведомств, но и представители заинтересованных работодателей, их организаций и объединений, профессиональных сообществ. В 2013 году всеми 30 субъектами РФ сформированы общественно-государственные структуры, обеспечивающие формирование заказа системе образования на подготовку кадров (в 2011 году – 15 субъектами РФ). В числе основных задач этих советов наиболее существенными являются совместное выполнение и координация следующих работ:

  • анализ регионального рынка труда и определение задач в области подготовки кадров;
  • согласование периодически (ежегодно) обновляемого перечня востребованных региональной экономикой профессий / специальностей / направлений подготовки по всем уровням профессионального образования;
  • участие в формировании объемов и структуры государственного (регионального) задания на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов разного уровня на основе созданных (внедренных) систем прогнозирования.

Укрепляется нормативная база формирования ежегодного государственного (регионального) заказа (задания) системе профессионального образования на основе прогноза кадровых потребностей. Количество субъектов РФ, в которых утвержден регламент формирования ежегодного государственного (регионального) заказа (задания) на подготовку кадров выросло в 2013 году до 30 (100%) по сравнению с 2011 годом (18 субъектов РФ), а это значит, что создаются устойчивые механизмы и инструменты развития системы профессионального образования.

С 66,4% в 2011 году до 80,6% в 2013 году возросла средняя доля  реализуемых основных профессиональных образовательных программ всех уровней профессионального образования по востребованным (на основе прогноза кадровых потребностей) профессиям/ специальностям и направлениям подготовки.

 

2.Повышение востребованности выпускников учреждений профессионального образования субъекта Российской Федерации на региональном рынке труда

В рамках направления субъектами Российской Федерации был реализован комплекс мероприятий, направленных на:

  • принятие мер по обеспечению (в т.ч. оказание информационной поддержки) адаптации выпускников образовательных учреждений на рынке труда, построения ими успешной профессиональной карьеры;
  • формирование системы анализа трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования всех уровней;
  • создание системы учета региональных приоритетов в вариативной составляющей программ профессионального образования (в том числе: включение в них модулей по планированию карьеры и трудоустройству, а также модулей по предпринимательству) и др.

При  реализации данного направления в 2013 году:

  • созданы региональные банки данных о выпускниках учреждений профессионального образования в Тамбовской области, Хабаровском крае, Вологодской и Смоленской областях, Красноярском крае;
  • реализована модель дуального образования в Калужской, Тамбовской областях и в Республике Татарстан;
  • реализована поддержка талантливой молодежи грантами и именными стипендиями в Нижегородской и Новосибирской областях, Республике Татарстан;
  • разработаны и реализуются учебные курсы, нацеленные на подготовку выпускников к эффективному трудоустройству и самозанятости в Республике Саха (Якутия), учебные курсы, ориентированные на развитие малого и среднего бизнеса в Белгородской области, комплекс мер по формированию у обучающихся компетенций в сфере малого предпринимательства, включая создание сети консультационных пунктов по развитию предпринимательства в Тамбовской области, реализуются профориентационные мероприятия во всех субъектах Российской Федерации;
  • во всех субъектах Российской Федерации приняты дополнительные меры по предоставлению возможности студентам получения дополнительной рабочей профессии или специальности во время обучения;
  • во всех субъектах проведены на регулярной основе конкурсы, смотры, олимпиады профессионального мастерства среди обучающихся;
  • проводится оценка удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников учреждений профессионального образования.

Благодаря принимаемым мерам в 2013 году достигнуто значение показателя ФЦПРО 16,76% «Доля занятых в экономике, прошедших за отчетный год обучение по программам непрерывного образования (включая повышение квалификации, переподготовку), в том числе в ресурсных центрах на базе учреждений профессионального образования, в общей численности занятых в экономике».

Активно формируются «адаптивные» ресурсы выпускников.  В 2013 году уже в 16 субъектах РФ (в 2011 году – 6) разработана и утверждена региональная программа адаптации выпускников учреждений профессионального образования  на рынке труда.

Важным направлением развития региональных систем профессионального образования стало создание центров содействия трудоустройству выпускников, кадровых агентств и службы занятости при учреждениях СПО. Созданы центры содействия трудоустройству выпускников, центры планирования карьеры, кадровые агентства и службы занятости при учреждениях СПО (579 центров в 2013 году, в 2011 году их было 324), которые проводят мониторинг трудоустройства, по результатам которого ежегодно корректируются планы набора учреждений профессионального образования.

С 15% в 2011 году до 40% в 2013 году возросла средняя доля выпускников учреждений профессионального образования, освоивших модули вариативной составляющей ОПОП по способам поиска работы,  трудоустройства, планированию карьеры, адаптации на рабочем месте. А средняя доля выпускников учреждений профессионального образования, освоивших модули вариативной составляющей ОПОП по основам предпринимательства, открытию собственного дела, возросла при поддержке Программы с 10% в 2011 году до 31% в 2013 году.

 

3.Совершенствование территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных региональных рынков труда

В рамках направления субъектами Российской Федерации был реализован комплекс мероприятий, направленных на:

  • создание в субъекте Российской Федерации системы общественно-государственных органов (отраслевых органов) по кадровой политике;
  • формирование и реализация плана развития сети учреждений профессионального образования субъекта Российской Федерации в соответствии с планами развития экономики и прогнозами кадровых потребностей и др.

При реализации данного направления в 2013 году достигнуты достаточно хорошие показатели по реструктуризации сети.

Структура сети стремительно меняется:

  • создано 197  ресурсных центров;
  • число субъектов Российской Федерации, развивающих ресурсопроводящие сети и создающих их узловые элементы - ресурсные центры, увеличилось до 27;
  • средняя доля обучающихся по программам профессионального образования на основе договоров с другими учреждениями / организациями (ресурсными центрами) выросла в 2 раза по сравнению с 2011 годом и составляет в 2013 году 13 %;
  • суммарное количество созданных многопрофильных региональных (территориальных) ОУ СПО – «губернских колледжей», ведущих подготовку кадров для муниципальных образований, субъектов малого и среднего бизнеса достигло 213 ед. в 2013 году (рост по сравнению с 2011 годом в 2 раза);
  • средняя доля многоуровневых учреждений профессионального образования составила 43,9 %;
  • средняя доля единиц сети учреждений среднего профессионального образования в статусе автономных учреждений составила 23,01% против 19,67% в 2011 году.

В период реализации региональных программ (2012 - 2013 годы) произошел значительный рост ресурсного потенциала региональных систем профессионального образования – сети учреждений увеличились  за счет передачи образовательных учреждений среднего профессионального образования с федерального на региональный уровень. В результате такого резкого роста сетей, региональные системы профессионального образования столкнулась с рядом временных трудностей организационного, финансового, структурного, кадрового и содержательно-методического характера, связанных с процессами передачи и слияния. Но при этом руководители систем впервые за последние годы получили реальные возможности провести качественную оптимизацию сети, обеспечить приведение профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров в соответствие с потребностями социально-экономического развития.

В результате осуществляемой оптимизации среднее количество единиц сети сократился с 2,9 единиц сети на 100 тыс. населения в 2011 году до 2,8 единиц сети на 100 тыс. населения в 2013 году, а наполняемость образовательных организаций выросла с 547 чел. в 2011 году до 631 чел. в 2013 году[2].

 

Рисунок 5. Показатели оптимизации сети в пилотных субъектах РФ с 2011 по 2013 г.: 1) Среднее количество учреждений среднего профессионального образования, приходящееся на 100 тыс. чел. населения субъекта Российской Федерации; 2) Средняя наполняемость учреждений среднего профессионального образования (чел.)

 

В 2013 году лидерами по средней наполняемости учреждений среднего профессионального образования являются:

Тамбовская область – 1200 чел.

Челябинская область – 1173 чел.

Краснодарский край– 900 чел.

Красноярский край– 825 чел.

Республика Татарстан– 804 чел.

Иркутская область – 760 чел.

Сетевая организация управления региональной системой профессионального образования подразумевает повышение специализации ее элементов. В 24-х пилотных субъектах Российской Федерации из 30-ти создан координирующий сетевой элемент (региональный центр развития профессионального образования), выполняющий сервисные (информационно-аналитические, контрольные, учебные, методические, экспертно-консалтинговые и др.) сетевые функции, а также функции, обеспечивающие взаимодействие между рынками труда и профессионального образования, закрепленные в регламентах его  деятельности (в 2011 году такие координирующие центры были только в 6-ти пилотных субъектах Российской Федерации).

Следует отметить, что современные условия требуют новые организационно-правовые формы и подходы к формированию территориально-отраслевой организации ресурсов. В ближайшем будущем основную роль в обеспечении устойчивой конкурентоспособности национальной экономики будет играть именно кластерная политика развития.

Значимость кластерного подхода в решении задач модернизации и технологического развития экономики субъектов Российской Федерации приводит к практическому внедрению и в систему образования институциональных сетевых и кластерных структур.

В пилотных субъектах  Российской Федерации  за основу реализуемых ими региональных программ развития профессионального образования был взят кластерный подход, подразумевающий формирование образовательных кластеров - групп образовательных учреждений профессионального образования, осуществляющих подготовку кадров для различных видов экономической деятельности. Примерами вертикальной и горизонтальной интеграции ресурсов на основе кластерного подхода являются созданные при поддержке Программы: машиностроительный  учебно–производственный кластер Владимирской области, промышленно-образовательный кластер «Нижегородское Заречье» Нижегородской области, научно-образовательный кластер в сфере нефтехимии и нефтепереработки Республики Татарстан, светотехнический и фармацевтический образовательно-производственные кластеры Республики Мордовия, нефтегазовый и лесной образовательные кластеры Республики Коми.

Важными чертами создаваемых образовательных (научно-образовательных, промышленно-образовательных, учебно-производственных, производственно-образовательных, научно-производственных) кластеров являются: создание условий для подготовки специалистов с различным уровнем профессионального образования; интеграция образования с наукой и производством; поднятие престижа высококвалифицированных рабочих профессий. Потенциал образовательного кластера определяется функционированием в комплексе базовых школ, учреждений среднего профессионального образования, вузов, предприятий региона, элементов инновационной инфраструктуры. В большинстве субъектов Российской Федерации инициаторами создания образовательных кластеров являются сами работодатели. Типичными примерами являются созданный по инициативе ОАО «ГМК «Норильский никель» таймырский производственно-образовательный кластер Красноярского края и созданный при поддержке ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» металлургический производственно-образовательный кластер Липецкой области.

При поддержке Программы количество сформированных образовательных кластеров возросло с 28-ми  в 2011 году до 118-ти  в 2013 году, что обеспечило создание устойчивых механизмов развития региональных систем профессионального  образования. Такие кластеры были сформированы в 24-х пилотных субъектах Российской Федерации из 30-ти.

К важным результатам реализации этого направления следует также отнести оснащение современным учебно-производственным, компьютерным оборудованием и программным обеспечением 639-ти образовательных организаций профессионального образования, внедряющих современные образовательные программы и обучающие технологии, организацию стажировок и обучение специалистов в ведущих российских и зарубежных образовательных центрах, с привлечением к этой работе объединений работодателей, коммерческих организаций, предъявляющих спрос на выпускников учреждений профессионального образования.

Количество внедренных в учебный процесс при поддержке Программы единиц современного оборудования в 2013 году достигло числа 14 963, из них 764 единиц тренажеров-имитаторов сложного технологического оборудования. Это позволило создать более 11-ти тысяч новых ученических мест в  кабинетах/лабораториях/мастерских, на  учебных полигонах и площадках предприятий.

 

4.Повышение эффективности реализации программ профессионального образования, ориентированных на потребности рынка труда субъекта Российской Федерации

В рамках направления субъектами Российской Федерации был реализован комплекс мероприятий, направленных на:

  • разработку образовательных программ с привлечением ведущих работодателей;
  • организацию профильного обучения старшеклассников в рамках технологического профиля и профессиональной ориентации молодежи по профессиям/ специальностям, востребованным в приоритетных отраслях экономики;
  • создание и обеспечение функционирования системы информирования населения с использованием региональных печатных и электронных СМИ о перспективных потребностях экономики в трудовых ресурсах, трудоустройстве и карьерном росте выпускников различных учреждений и программах профессионального образования, условиях приема и обучения в целях информационного обеспечения профессионально-образовательного выбора молодежи и взрослого населения;
  • обеспечение информационной поддержки мероприятий, имеющих профориентационное значение;
  • организацию разработки системы государственной поддержки (финансовой, организационной) выпуска печатной и медиапродукции, ориентированной на сопровождение профессионального выбора молодежи;
  • разработку и принятие комплекса дополнительных мер социальной поддержки выпускников НПО/СПО, избравших работу по полученной специальности;
  • формирование системы мониторинга уровня информированности населения о кадровых потребностях экономики и степени осознанности профессионально-образовательного выбора молодежи;
  • стимулирование участия ведущих работодателей в организации и проведении комплекса мероприятий, способствующих повышению привлекательности программ профессионального образования по профессиям/специальностям/ направлениям подготовки, востребованным в приоритетных отраслях экономики субъекта Российской Федерации и др.

При  реализации данного направления в 2013 году:

  • разработано с привлечением ведущих работодателей, апробировано и введено в действие 1808 новых образовательных программ, всего реализуется 9322 новых образовательных программ;
  • проведены профориентационные мероприятия: дни открытых дверей, дни профориентации, конкурсы профессионального мастерства, профессиональные олимпиады, конференции, ярмарки, консультации, горячие линии и др. (все пилотные субъекты Российской Федерации);
  • проведена работа со СМИ, разработаны  Интернет-порталы и осуществлены публикации печатных изданий (все пилотные субъекты Российской Федерации);
  • увеличены стипендии, реализованы стипендиальные программы и др. социальные меры в Удмуртской Республике, Ярославской и Свердловской областях;
  • созданы новые организационные механизмы профориентации, такие как региональный центр профессионального самоопределения молодежи в Иркутской области, мобильный центр занятости в Удмуртской Республике, банк виртуальных экскурсий о профессиях Краснодарского края, модель предпрофильного и профильного обучения старшеклассников и профориентации молодежи и взрослого населения в Еврейской АО и Свердловской области, автоматизированная система управления образовательными учреждениями профессионального образования Республики Саха (Якутия), промышленный туризм в Пензенской области.

Ресурсными центрами было разработано при участии работодателей и апробировано 358 модульных сетевых образовательных программ. Сегодня сетевые программы - это один из заметных трендов в развитии профессионального образования, причем как на уровне среднего профессионального образования, так и на уровне высшего образования, поскольку их реализация оптимизирует ресурсы и выводит на лучшие результаты.

К 2013 году в 24-х пилотных субъектах Российской Федерации из 30-ти были сформированы и утверждены региональные требования к вариативной составляющей основных образовательных программ профессионального образования, релевантной стратегическим приоритетам  развития региональной экономики. Как результат – до 1 459 увеличилось количество основных профессиональных образовательных программ, разработанных с учетом этих требований. 

В 2013 году достигнуто значение показателя ФЦПРО 80,19% «Доля студентов учреждений начального профессионального образования и среднего профессионального образования, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели (включая организацию учебной и производственной практики, предоставление оборудования и материалов, участие в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведении учебных занятий), в общей численности студентов учреждений начального и среднего профессионального образования».

Также к 2013 году в 27-х пилотных субъектах Российской Федерации из 30-ти:

  • создан и поддерживается региональный информационный ресурс, содержащий  актуальную информацию о состоянии и перспективах  кадрового спроса и предложения в территориальном и профессионально-квалификационном разрезах;
  • налажен регулярный мониторинг уровня информированности населения (по возрастным и социальным группам, а также территориям) о кадровых потребностях региональной экономики;
  • налажен регулярный мониторинг результативности реализуемых мероприятий по профориентации и повышению престижа рабочих профессий.

Образовательные ресурсы системы профессионального образования стали больше использоваться системой общего образования. Развивается  направление профориентации школьников на базе образовательных организаций среднего профессионального образования.  Средняя доля  учащихся старшей ступени общеобразовательных школ, освоивших программы профильной подготовки на базе подведомственных пилотным субъектам  Российской Федерации учреждений профессионального образования выросла с 8% 2011 году до 13,5% в 2013 году.

Повышается информационная открытость профессионального образования. Средняя доля учреждений профессионального образования, имеющих регулярно обновляемые сайты в сети Интернет с размещением на них публичных докладов по результатам их образовательной и хозяйственной деятельности, выросла с 64% 2011 году до 91% в 2013 году.

 

5.Построение региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования

В рамках направления субъектами Российской Федерации был реализован комплекс мероприятий, направленных на:

  • организацию взаимодействия работодателей и образовательных учреждений по разработке профессиональных стандартов (систематизированных квалификационных требований), требований к порядку и процедурам, регламентов, организационно-методических документов и контрольно-измерительных материалов по оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования и других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах;
  • организацию взаимодействия (отраслевых) объединений и организаций работодателей в субъекте Российской Федерации и региональной системы профессионального образования по формированию структур, обеспечивающих проведение процедур оценки и сертификации квалификаций по ключевым отраслям региональной экономики (в том числе на базе учреждений профессионального образования);
  • определение совместно с работодателями уполномоченных структур по проведению общественно-профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования;
  • разработку плана работ по общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ профессионального образования;
  • введение в состав региональных аккредитационных и аттестационных комиссий представителей отраслевых объединений работодателей, обсуждение с ними показателей аккредитации программ, учреждений, государственной итоговой аттестации выпускников системы профессионального образования по уровням;
  • разработка условий и порядка рассмотрения результатов общественно - профессиональной аккредитации в процедурах государственной аккредитации программ и учреждений системы профессионального образования по уровням;
  • организацию участия работодателей в экспертизе аттестационных материалов, критериев оценки и в процедурах промежуточной и итоговой государственной аттестации обучающихся/выпускников учреждений профессионального образования и др.

К окончанию 2013 года в 18-ти пилотных субъектах Российской Федерации разработаны и введены в процедуры государственного лицензирования, государственной аккредитации учреждений региональной системы профессионального образования, аттестации их руководителей наборов индикаторов и показателей, согласованных с работодателями,  профессиональными сообществами, релевантных приоритетам региональной образовательной политики. Средняя доля профессий/специальностей, по которым  разработаны компетентностно-ориентированные оценочные средства для целей  текущего контроля и  аттестации выросла с 25% 2011 году до 66% в 2013 году. Экспертизу отраслевых работодателей к окончанию 2013 года прошло 69% реализуемых основных профессиональных образовательных программ.

При поддержке Программы формируется региональный сегмент общероссийской системы независимой оценки качества профессионального образования. Ее ключевым звеном является система профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, нормативно закрепленная во вступившим в силу с 1 сентября 2013 года новом Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».  Во всех пилотных субъектах Российской Федерации в 2013 году приняты регламенты проведения этих процедур с участием региональных объединений работодателей. В 15-ти пилотных субъектах Российской Федерации из 30-ти разработаны регламенты учета результатов профессионально-общественной аккредитации программ профессионального образования при государственной аккредитации учреждений региональной системы профессионального образования.

Необходимо отметить, что вопросы независимой оценки качества образовательных программ прорабатывались в пилотных субъектах Российской Федерации с момента начала реализации региональных программ. С 7,7% 2011 году до 21,5% в 2013 году увеличилась средняя доля лиц, обучающихся по профессиональным образовательным программам всех уровней, прошедшим профессионально-общественную аккредитацию.

Реализация региональных программ также инициировала формирование в стране региональных сегментов общероссийской системы сертификации квалификаций

В 30 пилотных субъектах Российской Федерации:

  • создано 105 центров оценки и сертификации профессиональных квалификаций (в 2011 году таковых было 31);
  • средняя (по всем 30 регионам) доля выпускников программ профессионального образования и профессиональной подготовки, успешно прошедших сертификационные процедуры составляет в 2013 году 11% против 3% в 2011 году.

Сертификационные процедуры в 2013 году проводятся в 21 регионе из 30 пилотных:

Белгородская область

Владимирская область

Вологодская область

Воронежская область

Забайкальский край

Иркутская область

Калужская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Липецкая область

Нижегородская область

Новосибирская область

Пензенская область

Приморский край

Республика Татарстан

Свердловская область

Тамбовская область

Удмуртская Республика

Хабаровский край

Челябинская область

Во всех указанных регионах разработаны регламенты реализации процедур независимой оценки и сертификации квалификаций выпускников учреждений региональной системы профессионального образования и учета их результатов при итоговой аттестации.

 

6.Внедрение новых финансово-экономических механизмов в региональной системе профессионального образования

В рамках направления субъектами Российской Федерации был реализован комплекс мероприятий, направленных на:

  • создание нормативно-правовых и организационно-управленческих условий для введения практики конкурсного размещения государственного (регионального) заказа на подготовку кадров уровня НПО/СПО с учетом прогноза кадровых потребностей региональной экономики и в условиях конкуренции за доступ к бюджетным ресурсам между образовательными учреждениями;
  • разработку и утверждение в установленном порядке нормативно-правового обеспечения механизма нормативного подушевого финансирования подведомственных учреждений начального и среднего профессионального образования;
  • внедрение механизмов НСОТ (усовершенствование в части корректировки направлений стимулирования руководителей учреждений) в подведомственной сети учреждений профессионального образования;
  • разработку и реализацию механизмов многоканального финансирования учреждений профессионального образования и др.

Финансово-экономические механизмы рассматриваются как важнейший инструмент управления региональной системой профессионального образования. Государство переходит в сфере образования от управления затратами («содержания» учебных заведений) к управлению результатами и стимулирует учреждения профессионального образования к их ориентации на потребности общества: работодателей, индивидуальных потребителей образовательных услуг. Новые организационно-правовые формы позволяют региональным системам профессионального образования повысить свою инвестиционную привлекательность, более гибко и оперативно реагировать на спрос, призваны способствовать повышению эффективности использования кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов.  Образовательные учреждения должны стать более самостоятельными в выработке и реализации маркетинговой политики, должны иметь возможность использовать инструменты  финансового менеджмента, соответствующие запросам различных целевых групп потребителей их услуг.

Общесетевые тренды свидетельствуют о реализуемом переходе от сметного финансирования системы профессионального образования к субсидиарному.

Так, при  реализации данного направления в 2013 году:

  • в 27-ми пилотных субъектах Российской Федерации разработаны регламенты конкурсного размещения ежегодного регионального заказа (задания) на подготовку кадров за счет регионального бюджета;
  • с 7-ми в 2011 году до 26-ти в 2013 году возросло количество пилотных субъектов Российской Федерации, в которых разработаны нормативы финансирования образовательных программ профессионального образования, учитывающие  региональную значимость и приоритетность профессий, специальностей, направлений подготовки - таким образом, доля учреждений профессионального образования, финансирование которых осуществляется на основе нормативов бюджетного (подушевого) финансирования составила 100% в 26 субъектах Российской Федерации;
  • в 26-ти пилотных субъектах Российской Федерации создана система мониторинга финансово-экономической эффективности и результативности деятельности  учреждений профессионального образования;
  • доля учреждений профессионального образования, в которых введены новые системы оплаты труда, достигла 100% в 24 субъектах Российской Федерации, при этом средняя доля фонда оплаты труда непедагогического персонала в общем фонде оплаты труда работников учреждений профессионального образования снизилась с 43% 2011 году до 42,5% в 2013 году;
  • внедрена модульно-накопительная система финансирования подготовки для руководителей и специалистов ресурсных центров в Удмуртской Республике, Иркутской, Новосибирской, Калужской и Вологодской областях, Еврейской АО;
  • внедряются механизмы многоканального финансирования: с 13% 2011 году до 16,3% в 2013 году увеличилась средняя доля внебюджетных доходов учреждений профессионального образования в их общем бюджете, при этом  средняя доля  доходов учреждений профессионального образования от образовательной деятельности выросла с 33% 2011 году до 40% в 2013 году.

 

7.Развитие кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования

В рамках направления субъектами Российской Федерации был реализован комплекс мероприятий, направленных на:

  • разработку, утверждение нормативных документов, обеспечивающих осуществление конкурсного отбора и деятельность центров повышения квалификации и переподготовки кадров по основным направлениям модернизации профессионального образования;
  • разработку и апробацию механизмов персонифицированного финансирования (индивидуальных финансовых сертификатов), и модульно-накопительной системы, предусматривающей возможность построения индивидуальной образовательной траектории за счет выбора программ (модулей) повышения квалификации и переподготовки кадров;
  • определение и актуализацию потребностей в повышении квалификации и переподготовке кадров по основным направлениям модернизации профессионального образования;
  • организацию повышения квалификации и переподготовки работников системы профессионального образования;
  • организацию мониторинга качества повышения квалификации и переподготовки работников системы профобразования и др.

Модернизация  системы  профессионального  образования  должна  опираться  на  принципиально  иные  формы и методы  работы руководящего,   преподавательского и  технического персонала  системы  профессионального образования.

Переход на  модульно -  компетентностные  технологии,  возрастание доли    подготовки  взрослого населения, интенсификация  инновационных процессов  на  предприятиях,   развитие  механизмов  управления  на  основе  повышения  самостоятельности и автономности   образовательных учреждений, возрастающая  роль  работодателей в  определении  структуры  и содержания  подготовки и  оценке  качества  выпускников  и т.д.,  все  это диктует необходимость     организации массовой переподготовки и повышения квалификации  работников  системы  профессионального образования, в том числе  с использованием механизмов персонифицированного финансирования, накопительной системы и зачетных единиц по индивидуальным образовательным траекториям.

При  реализации данного направления в 2013 году:

  • в 22-х пилотных субъектах Российской Федерации разработаны и утверждены квалификационные требования  к деятельности преподавателей, мастеров производственного обучения, руководителей образовательных учреждений региональной системы профессионального образования;
  • в 20-ти пилотных субъектах Российской Федерации разработано нормативное обеспечение организации  повышения квалификации работников системы профессионального образования (персонифицированное финансирование, модульно-накопительная система, индивидуальные образовательные траектории), при этом  в 17-ти из них разработаны процедуры формирования заказа на повышение квалификации работников учреждений профессионального образования и оценки достигнутых результатов;
  • всего повысило квалификацию  по 1034 новым программам ДПО модульного типа, созданным в рамках реализации мероприятий Программы, 10 942  работников образовательных учреждений профессионального образования, из них 38%  - на основе разработанных механизмов персонифицированного финансирования, модульно-накопительной системы  по индивидуальным образовательным траекториям, при этом было задействовано 238 организаций, на базе которых было организовано повышение квалификации работников.

В результате средняя доля  учреждений профессионального образования, уровень образования педагогических работников которых соответствует образовательному цензу выросла с 84% 2011 году до 91% в 2013 году, увеличился также аккредитационный показатель «Средняя доля преподавателей учреждений среднего профессионального образования, прошедших повышение квалификации за 5 лет» с 89% 2011 году до 105,5% в 2013 году.

В целях развития механизмов социального партнерства в рамках данного направления пилотные субъектах Российской Федерации широко использовали возможности производственной базы работодателей и механизмы привлечения кадров работодателей для организации повышения квалификации (стажировок) преподавателей учреждений НПО и СПО.



[1] Следует отметить, что состав мероприятий и последовательность их реализации каждым субъектом РФ – победителем конкурса – определялись самостоятельно, поэтому каждое из направлений реализовывалось ситуативно.

 

[2] Для сравнения в Финляндии, сохраняющей в 2013 году по данным ООН лидерство в мировом рейтинге систем образования, на 5,4 млн. населения приходится 200 региональных учреждений профессионального образования (3,7 ОУ/ 100 тыс.чел.), в Самарской области - 82 учреждения среднего профессионального образования на 3,2 млн. чел. населения (2,6 ОУ/ 100 тыс.чел.).